История о том, что такое купить машину с мертвым кондеем или восстановление оного на Subaru SVX)
Этот рассказ будет полезен тем, кто умеет учиться на чужих ошибках, т.к. мною их было допущено изрядно много, и тем, кто не хочет попасть на развод сервисов по кондеям. В общем, начну)
Часть первая. Где я зеленый, ничего не знаю, не понимаю и наивно даю себя разводить)
Глава 1. Трубочка и собачка
В марте я купил свой SVX с явно не работающим кондеем, об этом свидетельствовал жуткий скрежет от шкива компрессора и, собственно, то, что он даже не включался) «Ну, куплю на разборе компрессор и делов-то!», подумал я и, полный энтузиазма, побежал бороздить просторы Интернета в поисках б/у компрессора. Пока искал, заметил на фотках других машин еще одну трубку, которая у меня, при внимательном рассмотрении, отсутствовала) Как на удачу (!) увидел объявление о продаже в Новогиреево черного SVX вместе с донором, на фотках которого как раз была заветная трубочка. Пока договаривался с хозяином о встрече, заказал с Канады гору запчастей вместе с компрессором.
(Забегая вперед, скажу: в сервисе можно изготовить практически любую трубку, поэтому НАСТОЯТЕЛЬНО рекомендую заехать сначала туда и спросить о возможности изготовления и цене)
В общем, чудесным днем 17го марта я прибыл в гаражный кооператив в Новогиреево, где меня встретил хозяин донора. Донор стоял около забора под тентом среди других, наполовину убитых машин. Сняли тент, я показываю на трубку и говорю – «Вот оно мне и нужно!». «Не вопрос, только за ключами схожу» говорит хозяин и отходит. В этот момент я слышу у себя за спиной лай и звон цепи, оборачиваюсь, и вот какие мысли у меня были в ту секунду:
1. Таааак, ну если человек меня оставил стоять здесь, значит я в зоне недосягаемости собаки, и ее цепь явно не позволит ей меня достать
2. Но все равно, на всякий надо бы выгнуть поясницу (ну, как все делают когда не хотят чтобы их пнули под жопу))
3. Ух, ни х@% себе!!!! Вот как кусают собаки!!! Ой, ой, бл%, бл%, бл%яя!!!!!
На мои крики сразу подбежал хозяин и увел свою чудесную кавказскую овчарку обратно в будку. И ЗАКРЫЛ. Ну, хоть сейчас закрыл, и то спасибо) Оценив ущерб (порванные мои любимые штанишки, кальсоны, трусы и кровоточащая рана) я почему-то первым делом подумал о неимоверных скидках на запчасти с донора)) Хозяин собачки сказал что такое не впервые, что она уже сухожилия кому-то рвала, сказал, что она привита и все ок. Как я сейчас осознаю, единственной причиной, по которой я не стал писать заяву или требовать компенсации, являлось то, что собака выполняла свою задачу – охраняла) Справилась на отлично надо сказать) А может я просто мямля и не умею качать права. Ведь хозяин все-таки не закрыл ее и тд..
В общем. как бы то ни было, я отдал 1500р за трубку, поводок заднего дворника (который потом я купил новый), лампочку в приборку и все подкапотные детали круиз-контроля (я думал что он не работает, а оказалось я просто не умел его правильно включать). Далее идет отдельная история с травмпунктами, прививками и тд. Еще мне досталась возможность НЕ пить/загорать/купаться 9 месяцев с этой вакциной от бешенства) Плюс меееедленно заживающие следы от зубов на жопе) и шрам) Кра-со-та! Стоило оно того)
Подводя итог, наверное, единственное полезное, что я приобрел – это трубка. Но, но. Конечно же есть одно но)) Как известно, система работает либо на 134м фреоне (h-134a, R-134a), либо на 12м (R-12). На 12м работают машины до 1993 года. Отличие в системах в осушителе, колечках, штуцерах, ТРВ и, соответственно, в самом фреоне и масле. Так вот, трубочку я взял от системы до 1993 года – она была без штуцера под подключение красной трубки высокого давления от заправляющего аппарата. Как потом выяснилось, это не проблема – все америкосы заправляют через трубку низкого давления. Еще раз повторюсь, это не проблема, чего не скажешь о компрессоре..
Глава 2. Компрессор
Ждал посылку из Канады полтора месяца. Эх, радости было когда ее получил!) Среди подушек безопасности, насоса ГУРа и других запчастей, был заветный компрессор! По моим расчетам, мне оставалось всего лишь поставить компрессор и заправить систему.
В общем, закончив один чудесный майский рабочий день, я решил поставить компрессор прям около работы, чтобы сразу поехать и заправить систему. На вид, компрессор снимался-ставился очень легко – все перед глазами, все-то два болта! Ага, щас. Чтобы пропустить опус о том, как я целый час мудохался, пытаясь его снять, напишу сразу инструкцию как это сделать за 5-7 минут, это дело я уже довел до автоматизма:
1. Снимаем крышку, закрывающие ремни – 2 болта на 10
2. Ослабляем ролик натяжителя ремня ГУРа/генератора – ключ на 12
3. При помощи 12й головки/удлинителя/карданчика/удлинителя-отвертки/трещетки ослабляем ремень и снимаем его
4. Откручиваем ключом на 12 две трубки сверху компрессора, отводим их в сторону
5. Снимаем клемму с генератора
6. Откручиваем два болта на 10 – первый под резиновым колпачком на генераторе (с регулятора напряжения), второй, который держит косу от генератора, разъединяем две клеммы на компрессоре, отводим косу в сторону
7. Откручиваем два болта на 12, держащие генератор и снимаем его (по часовой стрелке крутящим движением стягиваем его с правого крепления)
8. Ослабляем ключом на 12 ролик натяжителя ремня кондея, ослабляем натяжитель и снимаем ремень кондея
9. Берем маленькую трещетку с 14й головкой, либо накидной на 14 и откручиваем болт, находящийся под впускным коллектором, прямо за компрессором. Этот болт держит крепление компрессора-генератора.
10. Откручиваем 14й головкой еще четыре болта, держащих это крепление – первым болт над шкивом коленвала, вторым болт около номера двигателя, третьим и четвертым около маслозаливной горловины
11. Вынимаем крепление с компрессором
12. Откручиваем болт на 14, держащий компрессор. Снимаем с компрессора крепление, на которое вешается крышка ремней и втыкается коса – один болт на 14
13. Компрессор снят! (Сборка производится в обратной последовательности)
В общем, сняв старый компрессор и поставив новый, я заметил что на нем красуется табличка R-12, в то время как на моем старом - h-134a.. Я не придал этому особого значения, т.к мой мозг был измотан предыдущей процедурой снятия-установки, или просто мне не хотелось верить в откровенную несостыковку, в общем, я подумал – ну неужели ребята из Канады такие дебилы, что прислали мне что-то не то. Ведь 60-ти летний владелец уверял меня, что у него сервис и разборка уже 18 лет и что все детали проверены и тд. Далее, я прикрутил заранее купленными болтами трубку с донора и поехал искать заправку фреоном R-12 (!) ПОТОМУ ЧТО НА КОМПРЕССОРЕ БЫЛО НАПИСАНО R-12 – крутилось у меня в голове. На мое счастье, ни в одном из сервисов по дороге домой не было услуги заправки фреоном R-12, только в каком-то последнем ара-сервисе, когда явно все остальные были уже закрыты, мне мастер сказал что у меня система h-134a, а никакая не R-12, но заправлять в этот день было уже поздно. К счастью. Но, расстроенный, я поехал домой.
Глава 3. Как меня разводили в сервисах
После первой попытки заправить кондей, меня начали одолевать сомнения из-за несостыковки в табличках на компрессорах. Начал изучать статьи в Интернете и вынес для себя, что 134й пришел на замену 12ому, они работают с разными маслами и, мол, это одно и тоже, только надо сменить масло, плюс мой товарищ говорил тоже самое. Ну и возможно, осушитель. Наивные ребята. В общем, я написал письмо в Канаду с вопросом о компрессоре. Что, мол, за такая сесостыковка? На что мне ответили, что все ок, что просто слей старое масло и заправь новым, компрессора, мол, одинаковые (они действительно одинаковые). Нууу, ок, спасибо, развеяли сомнения..
Итак, через пару дней я начал искать куда бы рядом с работой съездить в обед чтобы заправили кондей, предварительно продиагностировав его. Нашел. Вот эта славная контора: http://subaru.doravto.ru/. Позвонил, сказали диагностика 500р. Ок. Еду. Приехал на место, сервисмены долго искали штуцер высокого давления, на все мои доводы о том, что его нет, продолжали искать, не найдя, переглянувшись, решили диагностировать через штуцер низкого давления. Аппарат написал vacuum test OK, можно диагностить дальше. Начали заправлять потихоньку, че-то там странное показывалось на экранчике, они переглядывались, но все равно продолжали заправлять. Окончательно почуяв неладное, остановились, прочекали тестером – нашли утечку из трубочки. Решили что это либо уплотнительное колечко, либо дырочка. Дальше не помню, отсасывали ли они газ (скорее всего да, т.к при последующем снятии он не выходил, а выйти весь из трубочки не мог – либо его было совсем-совсем мало, либо они откачали), но решили не заправлять до тех пор, пока я не устраню утечку. Я спросил, где можно купить и что у них за колечки – он ответил что просто набор из строительного магазина (забегая вперед – кольца должны быть специальными под 134й фреон – другие он просто раъездает. Потрясные познания и отношение к работе у сервисменов). А далее, прочекав тестером, нашли утечки из мест, где я устанавливал трубочки на компрессор. Т.е я, наивный, полагал, что если внешне колечки сносные, их можно оставить. Хрен там было, нужны новые обязательно.
Также, я поинтересовался, нужно ли ставить новый осушитель, на что Алексей (главный в этой конторе, как я понял) ответил – «Да не обязательно, вон у нас их много старых на улице валялось – мы их ставили и ниче» Аплодисменты, Алексей, осушитель меняется на новый в обязательном порядке в случае замены компрессора или долгого простоя системы разгерметизированной.
А теперь самое интересное - оплата. Алексей объявляет 1000р. С чего вдруг? Ну как -500р диагностика и еще 500р фреон 200гр, который они скорее всего успешно откачали. Я интересуюсь, почему же тогда цена за диагностику была объявлена в 500р? Он сказал, что, мол, это первый этап, он был успешным, поэтому мы перешли к следующему и вот поэтому-то и еще 500р. Окей, Алексей. Подавись)
Уехал, но решил все-таки позвонить и уточнить, почему диагностика объявляется в 500р, а на деле в два раза больше? На что Алексей отвечает, что это сказал мастер, а я, мол, ниче не знаю, я тебе заправил и это цена за диагностику и фреон, все честно. Ага.
До свидания, Алексей, больше туда ни ногой!)
Итак, тут меня развели на 500р. Да, еще они *нецензурная брань* бирюзовый колпачек от штуцера.
Далее, я начал искать хорошие сервисы по кондеям, поспрашивал у знакомых, люди посоветовали сервис в Бутово, название не помнили, нарисовали хитровыебанную карту, по которой через пару дней я, к несчастью, зарулил в совсем другой сервис, а именно в Автохолодок.
Заезжая в ворота гаражика я знал, что мне нужно – заменить 6 колечек и проверить трубочку на утечку, ну и заправить наконец-то систему! Открыв капот, я за полторы минуты снял обе трубочки. Одна, которую нужно было продиагностировать на утечки – от радиатора (конденсатора) к осушителю, вторая от компрессора к конденсатору. Обе снимаются реально за 45 секунд каждая путем откручивания расположенных прям перед лицом болтов. Отдаю на диагностику – находят дырочку. Объявляют следующую цену: заварка дырочки 800р, каждое колечко по 100р, заправка с диагностикой 2400р. Ну, думаю, ладно, гарантия год у них, нормальные деньги за такое-то дело!
Итак, заварили трубочку, сняли ножичком старые колечки, надели новые (секунд 5 на каждую операцию), механики поставили трубки на место в машину, причем, я подавал болты и говорил куда че ставить, не понимаю, почему я не сделал этого сам? Наверное потому, что операция настолько простейшая, что должна оставаться абсолютно незамеченной в этом процессе, примерно такой же, как открыть капот!
Далее продиагностировали на утечки, закачали фреон и вот настал долгожданный момент первого запуска! Завел машину, нажал на Auto, выставил на 18, выхожу из машины – смотрю, работает! Ну, думаю, радость-то какая! Залезаю в салон, из решеточек дует холодным воздухом – прелесть! Но. Опять но. Под капотом слышится явный стук. Как-будто маленький, нет, даже средний, отбойный молоточек работает. Сначала погрешили на криво установленную крышку ремней, но нет, это была не она, звук исходил явно от компрессора. Звук был периодический, примерно 5 сек стучит, 5 молчит и тд.
Я резонно спрашиваю – что это такое? Они, сделав лица кирпичом, отвечают – «Хм.. не знаем, не видели такого никогда. Поезди пару дней, может пройдет!» Опять таки, забегая вперед, скажу – как только появляется стук, нужно НЕМЕДЛЕННО выключить кондей и не включать до устранения неисправности компрессора. В противном случае, это чревато промывкой системы. О ней чуть позже)
Ну ладно, решил я поездить, вдруг и правда притрется-пройдет. Далее самое интересное - момент оплаты. Прокуренная девушка печатает на принтере лист А4 и объявляет мне прайс, я сначала думал она шутит. Т.е, я имею ввиду, я охуел от увиденного. 6400р, мм, как вам? Почему 6к? А вот:
800р заварка трубки, 100рх6=600р колечки, СНЯТИЕ И УСТАНОВКА КОЛЕЧЕК по 100р = 600р, диагностика-заправка 2400 и, внимание (!!!), 2000р установка трубочек! Занавес. Да-да, именно тех, которые они поставили за 2 минуты, когда я им подавал (чтобы помочь, прошу заметить) болты. На все доводы, что я явно не владелец крузака и что это просто свинство брать такие деньги (да и вообще деньги за такие операции), Станислав – владелец, с меланхоличным лицом заявлял – ну, нам ж надо аренду отбивать. В общем, ушел отдав 5400р. Один в сервисе не воин( Хотя, надо было отдать за кольца и заправку и уехать.
Но не столько это было проблемой, как то, что я отъездил по совету этих идиотов еще два дня на таком стучащем компрессоре (кстати, канадец-владелец разборки тоже посоветовал поездить, явно не хотел возмещать ущерб). Прочитав много статей и обзвонив несколько сервисов, я пришел к выводу что видимо нужно мыть систему, т.к она, скорее всего, засорена частицами компрессора. Единственный способ узнать это – снять компрессор, слить масло и посмотреть на его состояние – если в нем присутствует металлическая стружка/пыль и тд, то вот он, момент удачи!) Сарказм.
Часть вторая. Где я прошел ликбез и стал умнее и опытнее.
После Бутово я понял, что теперь всегда буду начинать общение с сервисменами с фразы «Я буду платить только за то, что обсудят предварительно со мной». Равно как и понял, что все, что касается кондея, дорого.
Глава 1. Предбанник
Прошло два дня с того момента, как я посетил бутовский горе-сервис. Пока я сидел на работе, меня не покидала мысль о промывке системы, уж очень не хотелось на нее попадать. Не выдержав, я пошел к машине. Плохой идеей было открутить трубку низкого давления с компрессора на заправленной системе. Под давлением фреон, вспенивая масло вырвался из компрессора наружу, заливая все вокруг! Закрутил сразу обратно. Вытер. Решил стравить потихоньку через заправочный клапан. Это было уже более успешным решением
Стравил, снял компрессор, слил с него масло в чистый пластиковый стаканчик. Смотрю я на него и вижу – зелененькое оно, не черное, не серое (каким оно должно быть, когда компрессор мертвый, как меня пугали по телефону сервисмены), стружки нет..
Через пару минут пристального разглядывания содержимого стаканчика мысль «как же хорошо, что компрессор в порядке» плавно сменилось осознанием того, как производится краска «металлик» Путем добавления металлической пыли.
В общем, компрессор был под замену или ремонт, без вскрытия точно не узнать. Да и не столь это важно как то, что теперь уже точно нужно было мыть систему.
Вернувшись на рабочее место, начал обзванивать автосервисы с вопросами о промывке. Больше всего меня порадовал прайс, вот один из первых диалогов:
-Здравствуйте, скажите пожалуйста, в какую цену у вас промывка системы кондиционера?
-А что у вас случилось? (Вот что он хотел услышать? Присралось, блять, мне систему помыть, а че б не взять и не помыть-то?!)
-Продукты «распада» компрессора в системе
-25000р
- 0_о !!! Это если я оставляю машину?
- Да
- А если я сам все сниму и поставлю, а вы только помоете?
- 17000р
- До свидания.
Параллельно с обзвоном, я начал читать статьи о том, что вообще такое эта промывка. В идеале, все элементы системы, а именно компрессор, трубки, конденсатор, осушитель, испаритель с ТРВ снимают, компрессор в помойку/ремонт, осушитель и ТРВ в помойку, оставшиеся части соединяют в замкнутый контур с промывочной машиной и гоняют по кругу специальный промывочный фреон, пока вся система не станет идеально чистой.
Самый дешевый найденный мной вариант был 5000р за промывку снятых мной деталей в сервисе http://www.nrf.ru/ в филиале на Волгоградском проспекте, в цену входил промывочный фреон. Остальные сервисы просили от (ОТ!) 8тр за снятое и тд. Многие не отвечали на вопрос о технологии промывки, кто-то кинул трубку после вопроса «как конкретно обстоит процесс промывки?» - прайс был около 3тр, где-то на Нагатинской. В тот же день я обошел все конторы занимающиеся кондиционерами и сервисом в нашем офисном здании, но мне все отказывали, т.к в обычных кондиционерах совсем другой фреон, фитинги и тд, короче, технологической возможности замутить промывку нет. Звонил знакомым кондейщикам – один меня совсем расстроил, сказав что мыть нужно только специальным фреоном и ничем другим, т.к система должна содержать ТОЛЬКО фреон и масло, никаких остатков бензина, ацетона, другого фреона или че-то подобного быть не должно, иначе есть вероятность что заклинит компрессор. Другой любезно предложил предоставить оборудование, как-нить замутить фитинги и если я куплю промывочный фреон, промыть. Кстати, 134й фреон стоит около 5тр за 13,6кг (т.е 1кг стоит 370р, полкило 185р, ну возьмем 200р, полная заправка кондея это около 600гр, с нашей дельтой как раз 200-250р за заправку. Сколько стоит средняя полная заправка? 1500р. Переплата в 7 раз), спецового промывочного фреона в наличии я не нашел, но цена примерно такая же, около 300р за литр. В общем. как ни крути, вопрос вставал в 5тр и больше.
Тут я решил сделать небольшую передышку, т.к это ненормально – столько думать об этом. Единственное, написал гневное письмо в Канаду, сообщив, что «благодаря вашему компрессору я попадаю на промывку, которая стоит около 500 баксов» в слабой надежде на то, что они предложат мне прислать новый компрессор. Они предложили прислать, говно вопрос, тока, мол, оплати доставку, а это около 200долларов, не сложно догадаться, что выкладывать такую сумму за кота в мешке из Канады я не хотел. После долгой переписки сошлись на том, что я получу скидку при следующих заказах. Хотя, на их месте я бы прислал мне компрессор и оплатил доставку. Ну, пусть жмутся дальше, не зря все-таки над канадцами глумятся в South Park`е. А еще написал объявление на американском svx-форуме с предложением купить осушитель, трв и колечки новые.
Мне много кто ответил, в том числе финн, имя которого, ясное дело, я не пытался ни разу полностью прочитать в слух, Karhinen Tapani (сейчас, кстати, прочитал первый раз – ниче сложного, как оказалось). Это сообщение стало переломным. Этот чувак предложил мне не париться, и купить на сайте Rockauto.com новые запчасти с доставкой и все. Что я и сделал) За 72 доллара, через 5 дней, FedEx привез мне новый осушитель и ТРВ. Я был очень удивлен, когда в 8 вечера на дом мне привезли посылку, которую я ждал недели эдак через полторы.
Оригинальные осушитель и ТРВ с экзиста ждать нужно было порядка 20 дней и стоили они под 8тр вместе, не вариант в общем.
В Мск как раз наступил холод в конце июня и какое-то время я не думал о кондее. Но валяющая в багажнике коробка с двумя компрессорами сделала свое дело и я подумал - а может старый мой компрессор работает все-таки? Тут я решил снять работающую муфту с подшипником с канадского стучащего компрессора и поставить на свой старый, а потом продиагностировать его и думать уже дальше. Вызов принят!
Чтобы сэкономить 1000р на процессе снятия-установки муфты с одного на другое, я решил сделать это сам, в инете в чьем-то фото-отчете все легко было (как обычно впрочем) (вот сам отчет: http://blog.bcmk.ru/myblog/remont-kompressora-konditsionera-razborka-chast-1.html). Нужен был всего-то специальный съемник для муфты и шкива. Съемник для шкива я купил в обычном магазине запчастей, он стоил 200р, а специальный съемник для муфты стоил уже около 3тр, поэтому было решено воспользоваться тремя болтами. Смысл вот в чем – на передней части муфты имеется треугольная клепаная планка, в ней три отверстия, в которые вкручивается съемник и все легко снимается. Если есть съемник, а если нет, то в эти отверстия нужно вкрутить три болта и равномерно их затягивать, в процессе чего муфта слезает.
Описанное дальше не повторять! Если будет аналогичная идиотская ситуация, отдать 1000р в сервисе за эту операцию и жить спокойно!
Итак, я взял три болта и начал их равномерно вкручивать в планку на старом компрессоре (решил начать с него, т.к там муфта была мертвая и ее в случае чего можно было ломать). Сначала сломался один болт, потом сорвалась резьба на втором. После этого ни зубилом, ни чем, муфта не хотела ломаться, было решено спилить ее на фиг болгаркой. Болгаркой я работал много раз, всегда успешно. И в этот раз я отлично ее спилил. Вот только последующие двое суток были адом из-за раздражения на руках и ногах от искр, видимо, металл из которого изготовлено муфта, является адским сплавом, при попадании под кожу вызывает жуткое жжение, отек и тд. (Никакой пантенол не помог.. Прошло само через два-три дня..) После среза муфты, с помощью съемника я снял шкив, но на валу компрессора по-прежнему сидел подшипник и электромагнит. Как выяснилось потом, подшипник должен был сняться вместе со шкивом, а без снятия подшипника не снимешь электромагнит. В общем, на следующий день, расколов на фиг внешнюю обойму подшипника (а это удалось осуществить минут через 15 ожесточенного долбдения всяческими зубилами-монтировками по ней), я снял электромагнит, потом кое-как сбил внутреннюю обойму с вала и на этом решил больше НИКОГДА САМОМУ НЕ ЛЕЗТЬ В КОМПРЕССОР.
Отойдя от раздражения на руках и ногах, я все-таки узнал точные координаты хорошего бутовского сервиса (http://www.eastmotors.net/) и решил позвонить им с вопросом о промывке системы и с установкой муфты. Эти ребята меня порадовали. Они предложили промыть за 3тр все снятое, но моют они вот как – берут несколько баллонов карбклинера и продувают им, а затем продувают воздухом. Далее, чтобы удалить остатки влаги от воздуха и остатки карблинера, ставят надолго на вакуумацию – около часа-двух. Поскольку карбклинер общедоступен, они любезно предложили сделать это мне самому.
Параллельно с этим, я переписывался с финном – у него тоже был трабл с кондеем и он посоветовал промыть чистым изопропанолом, так даже в саабовском мануале ремонтном написано. Мол, изопропанол очень быстро испаряется, не оставляет следов и офигительно все вымывает. Ок.
Приехал в свой сервис договариваться – сразу чтобы снять, промыть и поставить в одном месте. Мои ребята сказали что вообще мыли бензином на каком-то Крайслере и отлично все до сих пор работает. Сказали, привози литров 20 и промоем! Не знаю насчет бензина, я решил остановиться на изопропаноле. Была куплена 10ти литровая канистра за 750р.
Глава 2. Промывка системы
Купив изопропанол, я зарулил к ребятам из EMG. За 1500р мне перекинули муфту на старый компрессор, промыли его изопропанолом – надо сказать, много черного говна вылилось, и заправили 150гр маслом. Единственное, когда мыли компрессор у чувака было выражение лица из серии «чем я щас занимаюсь?..». Я к тому, что компрессор не моют, а перебирают)
После этой процедуры оставалось одно – промыть систему, заправить и наслаждаться прохладой!
До 16го июля я ждал из отпуска своего механика, хотя, как потом уже понял – мог бы все прекрасно сделать сам в гараже, но не суть, в общем, настал долгожданный день промывки
Тут напишу краткую инструкцию по демонтажу компонентов системы:
1. Ну, как снять компрессор мы уже знаем
2. Трубка от компрессора к конденсору – 2 болта, все просто
3. Трубка от конденсора к осушителю:
-стянуть с черной канистры две трубочки, снять и убрать в сторону канистру
-отсоединить клемму левого (если смотреть на двигатель спереди) вентилятора
-отсоединить клемму датчика давления с трубки
4. Осушитель:
-откручиваем вторую трубку
-откручиваем маленький болт на 8 (?), сжимающий крепление
-расшатывающими движениями вытаскиваем прикисший осушитель, выкидываем его в помойку
5. Трубка от осушителя к испарителю:
-снимаем крышу с бачка омывателя
-откручиваем, предварительно сбрызнув вдшкой, два болта крепящих бачок к стакану (один сломался у меня)
-откручиваем гайку от испарителя (дальнюю держим, крутим ближнюю)
-отщелкиваем две пластиковые прищепки вдоль крыла
6. Трубка от испарителя к компрессору:
-аналогично с гайкой тонкой трубки у испарителя
-откручиваем крепление по центру моторного щита (болт тоже сломался)
-вынимаем трубку через водительскую сторону, поворачивая ее (лучше вдвоем)
7. Конденсор:
-сливаем охлаждающую жидкость с радиатора
-отсоединяем верхний патрубок
-снимаем оба вентилятора
-снимаем два верхних крепления радиатора (4 болта)
-вынимаем радиатор из посадочных мест
-отодвигаем радиатор максимально близко к двигателю и аккуратно вытаскиваем конденсор
8. Самое сладкое: ИСПАРИТЕЛЬ
Для начала, снимаем бардачок:
-вынимаем хлам из бардачка
-откручиваем три коротких самореза вдоль «линии складывания» бардачка
-откручиваем все болты на 10, - они там одни, не перепутаешь
-откручиваем по два самореза с каждой стороны около петель (не на крышке)
-выщелкиваем петли из крышки бардачка, разъединяем клемму от лампочки слева, снимаем крышку
-опускаем аккуратно внутреннюю часть бардачка, вынимаем левую петлю, она не закреплена, правую АККУРАТНО выгибаем и вынимаем
Теперь сам испаритель:
-откручиваем два болта на 12 в самой передней части (они вкручены снизу-вверх параллельно полу, держат пластину с креплением для клеммы подушки безопасности)
-откручиваем болт на 10 (?) (перпендикулярно полу, крепит металлическую пластину к усилительному каркасу)
-откручиваем один болт на 12, крепящий испаритель по центру в месте, где заканчиваемся ковер
-отсоединяем сливную трубку
-отсоединяем клемму от испарителя (ее единственную видно – она около моторчика печки)
-снимаем с моторчика печки гофрированную черную изогнутую трубочку
-просовываем руку снизу за испаритель с правой стороны, нащупываем косу и отсоединяем ее от штырька
-опускаем косу как можно ниже
-самое веселое: сам испаритель пробуем снять так: сначала ту часть, где торчат трубочки, ее опускаем к косе, потом аккуратно через косу ставим его вертикально (трубки смотрят в пол) и вынимаем трубками на себя, отсоединяем клеммы. Если не выходит, стараемся подлезть к клеммам и отсоединить их, а потом вынимать испаритель как описано в начале.
Установка производится в обратной последовательности, особенно испарителя!
Казалось бы, можно управиться за час-полтора. Нооо.. Вот опять это самое «Но») Мало того, что мы только с четвертого захода сняли испаритель, он решил нам подсунуть еще одну свинью, из-за которой, к слову, в этот день мы ничего не собрали обратно. Загвоздка была в ТРВ, который намертво прикис к трубке испарителя. ТРВ сделан из латуни, трубка из алюминия, за 17 лет обитания во влажной среде, соединение окислилось до такой степени, что превратилось в сварку. Как мы ни пытались открутить, в тисках, без, вдвоем, ни-фи-га. Когда мы начали греть это соединение, оно еле-еле сдвинулось с места. Но в итоге просто срезалась резьба на гайке. К тому же, мы сильно смяли трубку, поэтому пришлось просто отрезать гайку от трубки… Естественно, похожей трубки в сервисе не было, поэтому оставалось только ехать в спец. сервис по кондеям и искать помощи у них..
Но основной целью в тот день было промыть систему, поэтому мы вылили 10л изопропанола в чистое ведро, взяли насос и начали промывать, офигевая от испарений 99% спирта)) Прогнали каждый элемент по два раза в обе стороны – все было чисто, никакой стружки или пыли, видимо, бОльшая часть осталась в компрессоре или в старом осушителе, так что, возможно, можно было обойтись и без капитальной мойки.
Основательно продув сжатым воздухом каждую деталь, я заклеил скотчем все отверстия во избежание попадания грязи и сложил все аккуратненько в багажник. Нужно было что-то придумать с отрезанной трубкой на испарителе, дело было в субботу и я решил заехать по пути в тот самый EMG, но, прям перед моим носом, они закрылись, любезно предложив оставить детали и забрать их в понедельник.. Но нееет, мы не сдаемся) Я позвонил товарищу, у которого праворукий Альцион и распиленный донор и уже через пару часов в моем багажнике лежал испаритель в сборе, давая мне надежду на то, что в воскресенье я покончу наконец с ремонтом кондея, ведь выглядел испаритель явно чище моего и я даже подумал что ТРВ менять не стоит, правда. решил все-таки его поменять, не зря ж я мудохался столько с предыдущим, промывал испаритель и заказывал новые детали с Америки)
Что, вы думаете, было в воскресенье?) Правильно, ТРВ с донора также решил не откручиваться) Плюнув на все, я поехал из сервиса домой. На-до-е-ло. Но по пути решил заехать в сервис на остаповском проезде, в тот самый, где мне объявили 5К за промывку. Он был закрыт, но охранник указал мне на работающий сервис через дорогу. На территории мне сразу понравилось – никого не было, открытое пространство, тихое, несмотря на то, что впритык находится ТТК и волгоградка, среди грузовиков стоял под тентом 911й порш, в общем, прикольно) Сам бокс я нашел не сразу, но найдя его, я очень обрадовался. Во-первых, за 1500р мне согласились приварить трубочку, во-вторых, колечки стоили у них 50р (а не 100-150 как везде), в-третьих, сами сервисмены были очень приятны в общении, в-четвертых, бокс был очень просторный и атмосфера стояла умиротворенная какая-то, не знаю, может просто из-за того, что наконец дело опять сдвинулось с места) Пока мне варили трубочку, я разговорился с механиком – люблю общительных и доброжелательных людей) В их сервисе занимаются ремонтом любой сложности – будь то ремонт компрессора или изготовление/ремонт трубок, не говоря уже о диагностике или заправке. Заправка с диагностикой стоят у них 1600р. В общем, после того, как я все соберу, я решил заправлять у них) Напоследок, мне дали в долг колечки (т.к бюджет уперся в 1500р) и подарили шприц масла (чтобы при сборке сразу смазать кольца). Довольный, уехал, хорошее воскресение)
Глава 3. Завершающая
В понедельник решил прям на работе собрать испаритель – надо было прикрутить ТРВ – там три соединения. По сто раз перепроверил каждое, смазал и установил колечки, затянул до усеру все гайки, примотал прочно теплоизоляцию на датчики черной изолентой, собрал корпус и проклеил его по периметру уплотнителем. К концу дня закончил (не в смысле. что так долго делать, просто на работе делал по мере появления свободного времени). Все! Оставалось только все поставить на место и заправить)
Во вторник, в 8-25, поставил себе задачу до начала рабочего дня поставить испаритель. Бардачок открутил молниеносно, потом 30мин корячился, матерясь и проклиная все на свете, пытаясь установить на место испаритель. Никак он не лез! В итоге, путь установки был найден, все заняло 5минут от силы. Еще раз повторю, снимаем косу с крепления, опускаем максимально вниз, помещаем испаритель под торпедо, поворачиваем так, чтобы трубки смотрели вниз, подаем немного вперед и вверх, потом направляем трубки по ходу движения авто, они упираются в косу, аккуратно, не повредив косу, двигаем трубки через нее по направлению к отверстию в моторном щите – все, испаритель встает легко, подсоединяем клеммы, слив и прикручиваем корпус. Втыкаем обратно косу и устанавливаем бардачок. Тут готово)
В течение дня я урывками собирал оставшееся, в итоге, к 6ти вечера было готово следующее – установлен компрессор, вставлен осушитель, вставлена трубка низкого давления, трубка от осушителя к радиатору (ничего не соединено). Оставалось установить трубки от конденсора к осушителю и от компрессора к конденсору, все соединить и поставить ремень кондиционера, т.к я потерял контрирующую гайку натяжителя, а на работе похожей не было, решил все оставить до сервиса. (Уже скоро конец!))
Мой визит был назначен на 6-45, к слову об отношении к клиенту, сервис работает до 7ми. За полчаса в четыре руки мы установили окончательно все компоненты. Начали вакуумацию – после первых секунд было понятно, что соединение конденсор-трубка к осушителю не держат. С третьего раза подобрали нужный диаметр кольца, поставили вакуумировать дальше. Пока ждали, решили разобрать и посмотреть че ж такое было с компрессором из Канады. Во внутренностях обнаружили разломанную гайку и отвалившейся клапан, соответственно, кучу стружки и пыли, механик посоветовал оставить до завтра, придет мастер по компрессорам и посмотрит – можно оживить этот или нет. После этого, остановили вакуумацию – прошлись по всем соединениям на предмет течи, все было ок. И вот настал момент заправки, волновался я ужасно) Заправили, включили – подул долгожданный холод, все работало ровно и без шумов! Я был так рад, надо было видеть мое лицо – на нем была наивная сентиментальная детская улыбка)) Первые тридцать секунд пока компрессор не застучал))) Жалко меня не сфоткали в этот момент)) Сразу же выключив кондей, мы откачали фреон, я за 5 минут снял компрессор и оставил его до завтра мастеру, теперь у него будет аж целых два – должны были починить уж точно) Денег с меня взяли только за диагностику 500р. Еще 500р я настойчиво впихнул механику в благодарность за помощь в установке.
На следующий день мне позвонили и сказали, что канадский компрессор ушел в помойку (точнее, в алюминий на переплавку), а в моем заменили поршневую группу, прокладки-сальнички и еще какую-то направляющую, в общем. он теперь работает. За все 4К+1К диагностика, и заправка еще 1000р. Да без проблем)
На другой день, я приехал в 7-10 в сервис. Тут своя история – утром возле дома у меня лопнул верхний патрубок радиатора, пришлось ехать на электричке. Ирония в том, что за день до этого, FedEx привез мне на дом оба патрубка из Америки, только я был на работе и мы перенесли на седня. Все выглядело так: 6-40 я приехал на свою остановку, 6-50 я добежал до дома, 7-01 я установил патрубок и долил антифриз, 7-10 я в сервисе. Вот что значит жопа в мыле)
В общем, к 8ми вечера мы все поставили, по сто раз проверили, заправили и теперь я наслаждаюсь кондеем. Эх, как же он классно морозит! Единственное, я хотел забрать на память поршни со старого компрессора, но они не нашлись – уж не знаю, ушли они в помойку или в запчасти к другим компрессорам, мне эт не важно, хоть мы и договорились, что когда будут выкидывать помойку, мне их вернут) Да и хрен бы с ними)
Главное, теперь можно комфортно ездить. В пробке SVX держит температуру хорошо, а как только обороты поднимаются до 2500, наступает тааааакой холод! Причем, что 18, что 23 – практически без разницы, охлаждает офигительно, я крайне доволен!
Спасибо еще раз сервису http://www.avtocentr37.ru/ за то, что они стали крайней точкой в этой истории!)
Ради интереса подсчитал, во сколько бы обошелся ремонт если бы я обошел поле граблей)
Итак:
1500р трубка – без этого не обошлось бы (возможно, на заказ была бы примерно такая же стоимость)
1600р – цена компрессора из Канады, но он шел вместе с другими запчастями, плюс доставка, и с учетом его веса, я думаю, смело можно добавить 3000р, итого 4600р
1000р – диагностика у идиота Алексея на дорожной (500р смело можно снимать)
5400р – развод в Автохолодке (если было бы честно, то 3200р + по 6х50р колечки, а не 6х100р, итого 3500 вместо 5400)
750р – изопропанол
1500р – перекидывание муфты и промывка компрессора в EMG
1000р – промывка системы
1500р – заварка испарителя
2200р – новый испаритель и осушитель
6000р – диагностика, ремонт компрессора и заправка (500р скинули с заправки)
Итого: около 25500р
Если без граблей: около 15000р. Экономия 10тр, не повторяйте моих ошибок!)
Этот рассказ будет полезен тем, кто умеет учиться на чужих ошибках, т.к. мною их было допущено изрядно много, и тем, кто не хочет попасть на развод сервисов по кондеям. В общем, начну)
Часть первая. Где я зеленый, ничего не знаю, не понимаю и наивно даю себя разводить)
Глава 1. Трубочка и собачка
В марте я купил свой SVX с явно не работающим кондеем, об этом свидетельствовал жуткий скрежет от шкива компрессора и, собственно, то, что он даже не включался) «Ну, куплю на разборе компрессор и делов-то!», подумал я и, полный энтузиазма, побежал бороздить просторы Интернета в поисках б/у компрессора. Пока искал, заметил на фотках других машин еще одну трубку, которая у меня, при внимательном рассмотрении, отсутствовала) Как на удачу (!) увидел объявление о продаже в Новогиреево черного SVX вместе с донором, на фотках которого как раз была заветная трубочка. Пока договаривался с хозяином о встрече, заказал с Канады гору запчастей вместе с компрессором.
(Забегая вперед, скажу: в сервисе можно изготовить практически любую трубку, поэтому НАСТОЯТЕЛЬНО рекомендую заехать сначала туда и спросить о возможности изготовления и цене)
В общем, чудесным днем 17го марта я прибыл в гаражный кооператив в Новогиреево, где меня встретил хозяин донора. Донор стоял около забора под тентом среди других, наполовину убитых машин. Сняли тент, я показываю на трубку и говорю – «Вот оно мне и нужно!». «Не вопрос, только за ключами схожу» говорит хозяин и отходит. В этот момент я слышу у себя за спиной лай и звон цепи, оборачиваюсь, и вот какие мысли у меня были в ту секунду:
1. Таааак, ну если человек меня оставил стоять здесь, значит я в зоне недосягаемости собаки, и ее цепь явно не позволит ей меня достать
2. Но все равно, на всякий надо бы выгнуть поясницу (ну, как все делают когда не хотят чтобы их пнули под жопу))
3. Ух, ни х@% себе!!!! Вот как кусают собаки!!! Ой, ой, бл%, бл%, бл%яя!!!!!
На мои крики сразу подбежал хозяин и увел свою чудесную кавказскую овчарку обратно в будку. И ЗАКРЫЛ. Ну, хоть сейчас закрыл, и то спасибо) Оценив ущерб (порванные мои любимые штанишки, кальсоны, трусы и кровоточащая рана) я почему-то первым делом подумал о неимоверных скидках на запчасти с донора)) Хозяин собачки сказал что такое не впервые, что она уже сухожилия кому-то рвала, сказал, что она привита и все ок. Как я сейчас осознаю, единственной причиной, по которой я не стал писать заяву или требовать компенсации, являлось то, что собака выполняла свою задачу – охраняла) Справилась на отлично надо сказать) А может я просто мямля и не умею качать права. Ведь хозяин все-таки не закрыл ее и тд..
В общем. как бы то ни было, я отдал 1500р за трубку, поводок заднего дворника (который потом я купил новый), лампочку в приборку и все подкапотные детали круиз-контроля (я думал что он не работает, а оказалось я просто не умел его правильно включать). Далее идет отдельная история с травмпунктами, прививками и тд. Еще мне досталась возможность НЕ пить/загорать/купаться 9 месяцев с этой вакциной от бешенства) Плюс меееедленно заживающие следы от зубов на жопе) и шрам) Кра-со-та! Стоило оно того)
Подводя итог, наверное, единственное полезное, что я приобрел – это трубка. Но, но. Конечно же есть одно но)) Как известно, система работает либо на 134м фреоне (h-134a, R-134a), либо на 12м (R-12). На 12м работают машины до 1993 года. Отличие в системах в осушителе, колечках, штуцерах, ТРВ и, соответственно, в самом фреоне и масле. Так вот, трубочку я взял от системы до 1993 года – она была без штуцера под подключение красной трубки высокого давления от заправляющего аппарата. Как потом выяснилось, это не проблема – все америкосы заправляют через трубку низкого давления. Еще раз повторюсь, это не проблема, чего не скажешь о компрессоре..
Глава 2. Компрессор
Ждал посылку из Канады полтора месяца. Эх, радости было когда ее получил!) Среди подушек безопасности, насоса ГУРа и других запчастей, был заветный компрессор! По моим расчетам, мне оставалось всего лишь поставить компрессор и заправить систему.
В общем, закончив один чудесный майский рабочий день, я решил поставить компрессор прям около работы, чтобы сразу поехать и заправить систему. На вид, компрессор снимался-ставился очень легко – все перед глазами, все-то два болта! Ага, щас. Чтобы пропустить опус о том, как я целый час мудохался, пытаясь его снять, напишу сразу инструкцию как это сделать за 5-7 минут, это дело я уже довел до автоматизма:
1. Снимаем крышку, закрывающие ремни – 2 болта на 10
2. Ослабляем ролик натяжителя ремня ГУРа/генератора – ключ на 12
3. При помощи 12й головки/удлинителя/карданчика/удлинителя-отвертки/трещетки ослабляем ремень и снимаем его
4. Откручиваем ключом на 12 две трубки сверху компрессора, отводим их в сторону
5. Снимаем клемму с генератора
6. Откручиваем два болта на 10 – первый под резиновым колпачком на генераторе (с регулятора напряжения), второй, который держит косу от генератора, разъединяем две клеммы на компрессоре, отводим косу в сторону
7. Откручиваем два болта на 12, держащие генератор и снимаем его (по часовой стрелке крутящим движением стягиваем его с правого крепления)
8. Ослабляем ключом на 12 ролик натяжителя ремня кондея, ослабляем натяжитель и снимаем ремень кондея
9. Берем маленькую трещетку с 14й головкой, либо накидной на 14 и откручиваем болт, находящийся под впускным коллектором, прямо за компрессором. Этот болт держит крепление компрессора-генератора.
10. Откручиваем 14й головкой еще четыре болта, держащих это крепление – первым болт над шкивом коленвала, вторым болт около номера двигателя, третьим и четвертым около маслозаливной горловины
11. Вынимаем крепление с компрессором
12. Откручиваем болт на 14, держащий компрессор. Снимаем с компрессора крепление, на которое вешается крышка ремней и втыкается коса – один болт на 14
13. Компрессор снят! (Сборка производится в обратной последовательности)
В общем, сняв старый компрессор и поставив новый, я заметил что на нем красуется табличка R-12, в то время как на моем старом - h-134a.. Я не придал этому особого значения, т.к мой мозг был измотан предыдущей процедурой снятия-установки, или просто мне не хотелось верить в откровенную несостыковку, в общем, я подумал – ну неужели ребята из Канады такие дебилы, что прислали мне что-то не то. Ведь 60-ти летний владелец уверял меня, что у него сервис и разборка уже 18 лет и что все детали проверены и тд. Далее, я прикрутил заранее купленными болтами трубку с донора и поехал искать заправку фреоном R-12 (!) ПОТОМУ ЧТО НА КОМПРЕССОРЕ БЫЛО НАПИСАНО R-12 – крутилось у меня в голове. На мое счастье, ни в одном из сервисов по дороге домой не было услуги заправки фреоном R-12, только в каком-то последнем ара-сервисе, когда явно все остальные были уже закрыты, мне мастер сказал что у меня система h-134a, а никакая не R-12, но заправлять в этот день было уже поздно. К счастью. Но, расстроенный, я поехал домой.
Глава 3. Как меня разводили в сервисах
После первой попытки заправить кондей, меня начали одолевать сомнения из-за несостыковки в табличках на компрессорах. Начал изучать статьи в Интернете и вынес для себя, что 134й пришел на замену 12ому, они работают с разными маслами и, мол, это одно и тоже, только надо сменить масло, плюс мой товарищ говорил тоже самое. Ну и возможно, осушитель. Наивные ребята. В общем, я написал письмо в Канаду с вопросом о компрессоре. Что, мол, за такая сесостыковка? На что мне ответили, что все ок, что просто слей старое масло и заправь новым, компрессора, мол, одинаковые (они действительно одинаковые). Нууу, ок, спасибо, развеяли сомнения..
Итак, через пару дней я начал искать куда бы рядом с работой съездить в обед чтобы заправили кондей, предварительно продиагностировав его. Нашел. Вот эта славная контора: http://subaru.doravto.ru/. Позвонил, сказали диагностика 500р. Ок. Еду. Приехал на место, сервисмены долго искали штуцер высокого давления, на все мои доводы о том, что его нет, продолжали искать, не найдя, переглянувшись, решили диагностировать через штуцер низкого давления. Аппарат написал vacuum test OK, можно диагностить дальше. Начали заправлять потихоньку, че-то там странное показывалось на экранчике, они переглядывались, но все равно продолжали заправлять. Окончательно почуяв неладное, остановились, прочекали тестером – нашли утечку из трубочки. Решили что это либо уплотнительное колечко, либо дырочка. Дальше не помню, отсасывали ли они газ (скорее всего да, т.к при последующем снятии он не выходил, а выйти весь из трубочки не мог – либо его было совсем-совсем мало, либо они откачали), но решили не заправлять до тех пор, пока я не устраню утечку. Я спросил, где можно купить и что у них за колечки – он ответил что просто набор из строительного магазина (забегая вперед – кольца должны быть специальными под 134й фреон – другие он просто раъездает. Потрясные познания и отношение к работе у сервисменов). А далее, прочекав тестером, нашли утечки из мест, где я устанавливал трубочки на компрессор. Т.е я, наивный, полагал, что если внешне колечки сносные, их можно оставить. Хрен там было, нужны новые обязательно.
Также, я поинтересовался, нужно ли ставить новый осушитель, на что Алексей (главный в этой конторе, как я понял) ответил – «Да не обязательно, вон у нас их много старых на улице валялось – мы их ставили и ниче» Аплодисменты, Алексей, осушитель меняется на новый в обязательном порядке в случае замены компрессора или долгого простоя системы разгерметизированной.
А теперь самое интересное - оплата. Алексей объявляет 1000р. С чего вдруг? Ну как -500р диагностика и еще 500р фреон 200гр, который они скорее всего успешно откачали. Я интересуюсь, почему же тогда цена за диагностику была объявлена в 500р? Он сказал, что, мол, это первый этап, он был успешным, поэтому мы перешли к следующему и вот поэтому-то и еще 500р. Окей, Алексей. Подавись)
Уехал, но решил все-таки позвонить и уточнить, почему диагностика объявляется в 500р, а на деле в два раза больше? На что Алексей отвечает, что это сказал мастер, а я, мол, ниче не знаю, я тебе заправил и это цена за диагностику и фреон, все честно. Ага.
До свидания, Алексей, больше туда ни ногой!)
Итак, тут меня развели на 500р. Да, еще они *нецензурная брань* бирюзовый колпачек от штуцера.
Далее, я начал искать хорошие сервисы по кондеям, поспрашивал у знакомых, люди посоветовали сервис в Бутово, название не помнили, нарисовали хитровыебанную карту, по которой через пару дней я, к несчастью, зарулил в совсем другой сервис, а именно в Автохолодок.
Заезжая в ворота гаражика я знал, что мне нужно – заменить 6 колечек и проверить трубочку на утечку, ну и заправить наконец-то систему! Открыв капот, я за полторы минуты снял обе трубочки. Одна, которую нужно было продиагностировать на утечки – от радиатора (конденсатора) к осушителю, вторая от компрессора к конденсатору. Обе снимаются реально за 45 секунд каждая путем откручивания расположенных прям перед лицом болтов. Отдаю на диагностику – находят дырочку. Объявляют следующую цену: заварка дырочки 800р, каждое колечко по 100р, заправка с диагностикой 2400р. Ну, думаю, ладно, гарантия год у них, нормальные деньги за такое-то дело!
Итак, заварили трубочку, сняли ножичком старые колечки, надели новые (секунд 5 на каждую операцию), механики поставили трубки на место в машину, причем, я подавал болты и говорил куда че ставить, не понимаю, почему я не сделал этого сам? Наверное потому, что операция настолько простейшая, что должна оставаться абсолютно незамеченной в этом процессе, примерно такой же, как открыть капот!
Далее продиагностировали на утечки, закачали фреон и вот настал долгожданный момент первого запуска! Завел машину, нажал на Auto, выставил на 18, выхожу из машины – смотрю, работает! Ну, думаю, радость-то какая! Залезаю в салон, из решеточек дует холодным воздухом – прелесть! Но. Опять но. Под капотом слышится явный стук. Как-будто маленький, нет, даже средний, отбойный молоточек работает. Сначала погрешили на криво установленную крышку ремней, но нет, это была не она, звук исходил явно от компрессора. Звук был периодический, примерно 5 сек стучит, 5 молчит и тд.
Я резонно спрашиваю – что это такое? Они, сделав лица кирпичом, отвечают – «Хм.. не знаем, не видели такого никогда. Поезди пару дней, может пройдет!» Опять таки, забегая вперед, скажу – как только появляется стук, нужно НЕМЕДЛЕННО выключить кондей и не включать до устранения неисправности компрессора. В противном случае, это чревато промывкой системы. О ней чуть позже)
Ну ладно, решил я поездить, вдруг и правда притрется-пройдет. Далее самое интересное - момент оплаты. Прокуренная девушка печатает на принтере лист А4 и объявляет мне прайс, я сначала думал она шутит. Т.е, я имею ввиду, я охуел от увиденного. 6400р, мм, как вам? Почему 6к? А вот:
800р заварка трубки, 100рх6=600р колечки, СНЯТИЕ И УСТАНОВКА КОЛЕЧЕК по 100р = 600р, диагностика-заправка 2400 и, внимание (!!!), 2000р установка трубочек! Занавес. Да-да, именно тех, которые они поставили за 2 минуты, когда я им подавал (чтобы помочь, прошу заметить) болты. На все доводы, что я явно не владелец крузака и что это просто свинство брать такие деньги (да и вообще деньги за такие операции), Станислав – владелец, с меланхоличным лицом заявлял – ну, нам ж надо аренду отбивать. В общем, ушел отдав 5400р. Один в сервисе не воин( Хотя, надо было отдать за кольца и заправку и уехать.
Но не столько это было проблемой, как то, что я отъездил по совету этих идиотов еще два дня на таком стучащем компрессоре (кстати, канадец-владелец разборки тоже посоветовал поездить, явно не хотел возмещать ущерб). Прочитав много статей и обзвонив несколько сервисов, я пришел к выводу что видимо нужно мыть систему, т.к она, скорее всего, засорена частицами компрессора. Единственный способ узнать это – снять компрессор, слить масло и посмотреть на его состояние – если в нем присутствует металлическая стружка/пыль и тд, то вот он, момент удачи!) Сарказм.
Часть вторая. Где я прошел ликбез и стал умнее и опытнее.
После Бутово я понял, что теперь всегда буду начинать общение с сервисменами с фразы «Я буду платить только за то, что обсудят предварительно со мной». Равно как и понял, что все, что касается кондея, дорого.
Глава 1. Предбанник
Прошло два дня с того момента, как я посетил бутовский горе-сервис. Пока я сидел на работе, меня не покидала мысль о промывке системы, уж очень не хотелось на нее попадать. Не выдержав, я пошел к машине. Плохой идеей было открутить трубку низкого давления с компрессора на заправленной системе. Под давлением фреон, вспенивая масло вырвался из компрессора наружу, заливая все вокруг! Закрутил сразу обратно. Вытер. Решил стравить потихоньку через заправочный клапан. Это было уже более успешным решением
Стравил, снял компрессор, слил с него масло в чистый пластиковый стаканчик. Смотрю я на него и вижу – зелененькое оно, не черное, не серое (каким оно должно быть, когда компрессор мертвый, как меня пугали по телефону сервисмены), стружки нет..
Через пару минут пристального разглядывания содержимого стаканчика мысль «как же хорошо, что компрессор в порядке» плавно сменилось осознанием того, как производится краска «металлик» Путем добавления металлической пыли.
В общем, компрессор был под замену или ремонт, без вскрытия точно не узнать. Да и не столь это важно как то, что теперь уже точно нужно было мыть систему.
Вернувшись на рабочее место, начал обзванивать автосервисы с вопросами о промывке. Больше всего меня порадовал прайс, вот один из первых диалогов:
-Здравствуйте, скажите пожалуйста, в какую цену у вас промывка системы кондиционера?
-А что у вас случилось? (Вот что он хотел услышать? Присралось, блять, мне систему помыть, а че б не взять и не помыть-то?!)
-Продукты «распада» компрессора в системе
-25000р
- 0_о !!! Это если я оставляю машину?
- Да
- А если я сам все сниму и поставлю, а вы только помоете?
- 17000р
- До свидания.
Параллельно с обзвоном, я начал читать статьи о том, что вообще такое эта промывка. В идеале, все элементы системы, а именно компрессор, трубки, конденсатор, осушитель, испаритель с ТРВ снимают, компрессор в помойку/ремонт, осушитель и ТРВ в помойку, оставшиеся части соединяют в замкнутый контур с промывочной машиной и гоняют по кругу специальный промывочный фреон, пока вся система не станет идеально чистой.
Самый дешевый найденный мной вариант был 5000р за промывку снятых мной деталей в сервисе http://www.nrf.ru/ в филиале на Волгоградском проспекте, в цену входил промывочный фреон. Остальные сервисы просили от (ОТ!) 8тр за снятое и тд. Многие не отвечали на вопрос о технологии промывки, кто-то кинул трубку после вопроса «как конкретно обстоит процесс промывки?» - прайс был около 3тр, где-то на Нагатинской. В тот же день я обошел все конторы занимающиеся кондиционерами и сервисом в нашем офисном здании, но мне все отказывали, т.к в обычных кондиционерах совсем другой фреон, фитинги и тд, короче, технологической возможности замутить промывку нет. Звонил знакомым кондейщикам – один меня совсем расстроил, сказав что мыть нужно только специальным фреоном и ничем другим, т.к система должна содержать ТОЛЬКО фреон и масло, никаких остатков бензина, ацетона, другого фреона или че-то подобного быть не должно, иначе есть вероятность что заклинит компрессор. Другой любезно предложил предоставить оборудование, как-нить замутить фитинги и если я куплю промывочный фреон, промыть. Кстати, 134й фреон стоит около 5тр за 13,6кг (т.е 1кг стоит 370р, полкило 185р, ну возьмем 200р, полная заправка кондея это около 600гр, с нашей дельтой как раз 200-250р за заправку. Сколько стоит средняя полная заправка? 1500р. Переплата в 7 раз), спецового промывочного фреона в наличии я не нашел, но цена примерно такая же, около 300р за литр. В общем. как ни крути, вопрос вставал в 5тр и больше.
Тут я решил сделать небольшую передышку, т.к это ненормально – столько думать об этом. Единственное, написал гневное письмо в Канаду, сообщив, что «благодаря вашему компрессору я попадаю на промывку, которая стоит около 500 баксов» в слабой надежде на то, что они предложат мне прислать новый компрессор. Они предложили прислать, говно вопрос, тока, мол, оплати доставку, а это около 200долларов, не сложно догадаться, что выкладывать такую сумму за кота в мешке из Канады я не хотел. После долгой переписки сошлись на том, что я получу скидку при следующих заказах. Хотя, на их месте я бы прислал мне компрессор и оплатил доставку. Ну, пусть жмутся дальше, не зря все-таки над канадцами глумятся в South Park`е. А еще написал объявление на американском svx-форуме с предложением купить осушитель, трв и колечки новые.
Мне много кто ответил, в том числе финн, имя которого, ясное дело, я не пытался ни разу полностью прочитать в слух, Karhinen Tapani (сейчас, кстати, прочитал первый раз – ниче сложного, как оказалось). Это сообщение стало переломным. Этот чувак предложил мне не париться, и купить на сайте Rockauto.com новые запчасти с доставкой и все. Что я и сделал) За 72 доллара, через 5 дней, FedEx привез мне новый осушитель и ТРВ. Я был очень удивлен, когда в 8 вечера на дом мне привезли посылку, которую я ждал недели эдак через полторы.
Оригинальные осушитель и ТРВ с экзиста ждать нужно было порядка 20 дней и стоили они под 8тр вместе, не вариант в общем.
В Мск как раз наступил холод в конце июня и какое-то время я не думал о кондее. Но валяющая в багажнике коробка с двумя компрессорами сделала свое дело и я подумал - а может старый мой компрессор работает все-таки? Тут я решил снять работающую муфту с подшипником с канадского стучащего компрессора и поставить на свой старый, а потом продиагностировать его и думать уже дальше. Вызов принят!
Чтобы сэкономить 1000р на процессе снятия-установки муфты с одного на другое, я решил сделать это сам, в инете в чьем-то фото-отчете все легко было (как обычно впрочем) (вот сам отчет: http://blog.bcmk.ru/myblog/remont-kompressora-konditsionera-razborka-chast-1.html). Нужен был всего-то специальный съемник для муфты и шкива. Съемник для шкива я купил в обычном магазине запчастей, он стоил 200р, а специальный съемник для муфты стоил уже около 3тр, поэтому было решено воспользоваться тремя болтами. Смысл вот в чем – на передней части муфты имеется треугольная клепаная планка, в ней три отверстия, в которые вкручивается съемник и все легко снимается. Если есть съемник, а если нет, то в эти отверстия нужно вкрутить три болта и равномерно их затягивать, в процессе чего муфта слезает.
Описанное дальше не повторять! Если будет аналогичная идиотская ситуация, отдать 1000р в сервисе за эту операцию и жить спокойно!
Итак, я взял три болта и начал их равномерно вкручивать в планку на старом компрессоре (решил начать с него, т.к там муфта была мертвая и ее в случае чего можно было ломать). Сначала сломался один болт, потом сорвалась резьба на втором. После этого ни зубилом, ни чем, муфта не хотела ломаться, было решено спилить ее на фиг болгаркой. Болгаркой я работал много раз, всегда успешно. И в этот раз я отлично ее спилил. Вот только последующие двое суток были адом из-за раздражения на руках и ногах от искр, видимо, металл из которого изготовлено муфта, является адским сплавом, при попадании под кожу вызывает жуткое жжение, отек и тд. (Никакой пантенол не помог.. Прошло само через два-три дня..) После среза муфты, с помощью съемника я снял шкив, но на валу компрессора по-прежнему сидел подшипник и электромагнит. Как выяснилось потом, подшипник должен был сняться вместе со шкивом, а без снятия подшипника не снимешь электромагнит. В общем, на следующий день, расколов на фиг внешнюю обойму подшипника (а это удалось осуществить минут через 15 ожесточенного долбдения всяческими зубилами-монтировками по ней), я снял электромагнит, потом кое-как сбил внутреннюю обойму с вала и на этом решил больше НИКОГДА САМОМУ НЕ ЛЕЗТЬ В КОМПРЕССОР.
Отойдя от раздражения на руках и ногах, я все-таки узнал точные координаты хорошего бутовского сервиса (http://www.eastmotors.net/) и решил позвонить им с вопросом о промывке системы и с установкой муфты. Эти ребята меня порадовали. Они предложили промыть за 3тр все снятое, но моют они вот как – берут несколько баллонов карбклинера и продувают им, а затем продувают воздухом. Далее, чтобы удалить остатки влаги от воздуха и остатки карблинера, ставят надолго на вакуумацию – около часа-двух. Поскольку карбклинер общедоступен, они любезно предложили сделать это мне самому.
Параллельно с этим, я переписывался с финном – у него тоже был трабл с кондеем и он посоветовал промыть чистым изопропанолом, так даже в саабовском мануале ремонтном написано. Мол, изопропанол очень быстро испаряется, не оставляет следов и офигительно все вымывает. Ок.
Приехал в свой сервис договариваться – сразу чтобы снять, промыть и поставить в одном месте. Мои ребята сказали что вообще мыли бензином на каком-то Крайслере и отлично все до сих пор работает. Сказали, привози литров 20 и промоем! Не знаю насчет бензина, я решил остановиться на изопропаноле. Была куплена 10ти литровая канистра за 750р.
Глава 2. Промывка системы
Купив изопропанол, я зарулил к ребятам из EMG. За 1500р мне перекинули муфту на старый компрессор, промыли его изопропанолом – надо сказать, много черного говна вылилось, и заправили 150гр маслом. Единственное, когда мыли компрессор у чувака было выражение лица из серии «чем я щас занимаюсь?..». Я к тому, что компрессор не моют, а перебирают)
После этой процедуры оставалось одно – промыть систему, заправить и наслаждаться прохладой!
До 16го июля я ждал из отпуска своего механика, хотя, как потом уже понял – мог бы все прекрасно сделать сам в гараже, но не суть, в общем, настал долгожданный день промывки
Тут напишу краткую инструкцию по демонтажу компонентов системы:
1. Ну, как снять компрессор мы уже знаем
2. Трубка от компрессора к конденсору – 2 болта, все просто
3. Трубка от конденсора к осушителю:
-стянуть с черной канистры две трубочки, снять и убрать в сторону канистру
-отсоединить клемму левого (если смотреть на двигатель спереди) вентилятора
-отсоединить клемму датчика давления с трубки
4. Осушитель:
-откручиваем вторую трубку
-откручиваем маленький болт на 8 (?), сжимающий крепление
-расшатывающими движениями вытаскиваем прикисший осушитель, выкидываем его в помойку
5. Трубка от осушителя к испарителю:
-снимаем крышу с бачка омывателя
-откручиваем, предварительно сбрызнув вдшкой, два болта крепящих бачок к стакану (один сломался у меня)
-откручиваем гайку от испарителя (дальнюю держим, крутим ближнюю)
-отщелкиваем две пластиковые прищепки вдоль крыла
6. Трубка от испарителя к компрессору:
-аналогично с гайкой тонкой трубки у испарителя
-откручиваем крепление по центру моторного щита (болт тоже сломался)
-вынимаем трубку через водительскую сторону, поворачивая ее (лучше вдвоем)
7. Конденсор:
-сливаем охлаждающую жидкость с радиатора
-отсоединяем верхний патрубок
-снимаем оба вентилятора
-снимаем два верхних крепления радиатора (4 болта)
-вынимаем радиатор из посадочных мест
-отодвигаем радиатор максимально близко к двигателю и аккуратно вытаскиваем конденсор
8. Самое сладкое: ИСПАРИТЕЛЬ
Для начала, снимаем бардачок:
-вынимаем хлам из бардачка
-откручиваем три коротких самореза вдоль «линии складывания» бардачка
-откручиваем все болты на 10, - они там одни, не перепутаешь
-откручиваем по два самореза с каждой стороны около петель (не на крышке)
-выщелкиваем петли из крышки бардачка, разъединяем клемму от лампочки слева, снимаем крышку
-опускаем аккуратно внутреннюю часть бардачка, вынимаем левую петлю, она не закреплена, правую АККУРАТНО выгибаем и вынимаем
Теперь сам испаритель:
-откручиваем два болта на 12 в самой передней части (они вкручены снизу-вверх параллельно полу, держат пластину с креплением для клеммы подушки безопасности)
-откручиваем болт на 10 (?) (перпендикулярно полу, крепит металлическую пластину к усилительному каркасу)
-откручиваем один болт на 12, крепящий испаритель по центру в месте, где заканчиваемся ковер
-отсоединяем сливную трубку
-отсоединяем клемму от испарителя (ее единственную видно – она около моторчика печки)
-снимаем с моторчика печки гофрированную черную изогнутую трубочку
-просовываем руку снизу за испаритель с правой стороны, нащупываем косу и отсоединяем ее от штырька
-опускаем косу как можно ниже
-самое веселое: сам испаритель пробуем снять так: сначала ту часть, где торчат трубочки, ее опускаем к косе, потом аккуратно через косу ставим его вертикально (трубки смотрят в пол) и вынимаем трубками на себя, отсоединяем клеммы. Если не выходит, стараемся подлезть к клеммам и отсоединить их, а потом вынимать испаритель как описано в начале.
Установка производится в обратной последовательности, особенно испарителя!
Казалось бы, можно управиться за час-полтора. Нооо.. Вот опять это самое «Но») Мало того, что мы только с четвертого захода сняли испаритель, он решил нам подсунуть еще одну свинью, из-за которой, к слову, в этот день мы ничего не собрали обратно. Загвоздка была в ТРВ, который намертво прикис к трубке испарителя. ТРВ сделан из латуни, трубка из алюминия, за 17 лет обитания во влажной среде, соединение окислилось до такой степени, что превратилось в сварку. Как мы ни пытались открутить, в тисках, без, вдвоем, ни-фи-га. Когда мы начали греть это соединение, оно еле-еле сдвинулось с места. Но в итоге просто срезалась резьба на гайке. К тому же, мы сильно смяли трубку, поэтому пришлось просто отрезать гайку от трубки… Естественно, похожей трубки в сервисе не было, поэтому оставалось только ехать в спец. сервис по кондеям и искать помощи у них..
Но основной целью в тот день было промыть систему, поэтому мы вылили 10л изопропанола в чистое ведро, взяли насос и начали промывать, офигевая от испарений 99% спирта)) Прогнали каждый элемент по два раза в обе стороны – все было чисто, никакой стружки или пыли, видимо, бОльшая часть осталась в компрессоре или в старом осушителе, так что, возможно, можно было обойтись и без капитальной мойки.
Основательно продув сжатым воздухом каждую деталь, я заклеил скотчем все отверстия во избежание попадания грязи и сложил все аккуратненько в багажник. Нужно было что-то придумать с отрезанной трубкой на испарителе, дело было в субботу и я решил заехать по пути в тот самый EMG, но, прям перед моим носом, они закрылись, любезно предложив оставить детали и забрать их в понедельник.. Но нееет, мы не сдаемся) Я позвонил товарищу, у которого праворукий Альцион и распиленный донор и уже через пару часов в моем багажнике лежал испаритель в сборе, давая мне надежду на то, что в воскресенье я покончу наконец с ремонтом кондея, ведь выглядел испаритель явно чище моего и я даже подумал что ТРВ менять не стоит, правда. решил все-таки его поменять, не зря ж я мудохался столько с предыдущим, промывал испаритель и заказывал новые детали с Америки)
Что, вы думаете, было в воскресенье?) Правильно, ТРВ с донора также решил не откручиваться) Плюнув на все, я поехал из сервиса домой. На-до-е-ло. Но по пути решил заехать в сервис на остаповском проезде, в тот самый, где мне объявили 5К за промывку. Он был закрыт, но охранник указал мне на работающий сервис через дорогу. На территории мне сразу понравилось – никого не было, открытое пространство, тихое, несмотря на то, что впритык находится ТТК и волгоградка, среди грузовиков стоял под тентом 911й порш, в общем, прикольно) Сам бокс я нашел не сразу, но найдя его, я очень обрадовался. Во-первых, за 1500р мне согласились приварить трубочку, во-вторых, колечки стоили у них 50р (а не 100-150 как везде), в-третьих, сами сервисмены были очень приятны в общении, в-четвертых, бокс был очень просторный и атмосфера стояла умиротворенная какая-то, не знаю, может просто из-за того, что наконец дело опять сдвинулось с места) Пока мне варили трубочку, я разговорился с механиком – люблю общительных и доброжелательных людей) В их сервисе занимаются ремонтом любой сложности – будь то ремонт компрессора или изготовление/ремонт трубок, не говоря уже о диагностике или заправке. Заправка с диагностикой стоят у них 1600р. В общем, после того, как я все соберу, я решил заправлять у них) Напоследок, мне дали в долг колечки (т.к бюджет уперся в 1500р) и подарили шприц масла (чтобы при сборке сразу смазать кольца). Довольный, уехал, хорошее воскресение)
Глава 3. Завершающая
В понедельник решил прям на работе собрать испаритель – надо было прикрутить ТРВ – там три соединения. По сто раз перепроверил каждое, смазал и установил колечки, затянул до усеру все гайки, примотал прочно теплоизоляцию на датчики черной изолентой, собрал корпус и проклеил его по периметру уплотнителем. К концу дня закончил (не в смысле. что так долго делать, просто на работе делал по мере появления свободного времени). Все! Оставалось только все поставить на место и заправить)
Во вторник, в 8-25, поставил себе задачу до начала рабочего дня поставить испаритель. Бардачок открутил молниеносно, потом 30мин корячился, матерясь и проклиная все на свете, пытаясь установить на место испаритель. Никак он не лез! В итоге, путь установки был найден, все заняло 5минут от силы. Еще раз повторю, снимаем косу с крепления, опускаем максимально вниз, помещаем испаритель под торпедо, поворачиваем так, чтобы трубки смотрели вниз, подаем немного вперед и вверх, потом направляем трубки по ходу движения авто, они упираются в косу, аккуратно, не повредив косу, двигаем трубки через нее по направлению к отверстию в моторном щите – все, испаритель встает легко, подсоединяем клеммы, слив и прикручиваем корпус. Втыкаем обратно косу и устанавливаем бардачок. Тут готово)
В течение дня я урывками собирал оставшееся, в итоге, к 6ти вечера было готово следующее – установлен компрессор, вставлен осушитель, вставлена трубка низкого давления, трубка от осушителя к радиатору (ничего не соединено). Оставалось установить трубки от конденсора к осушителю и от компрессора к конденсору, все соединить и поставить ремень кондиционера, т.к я потерял контрирующую гайку натяжителя, а на работе похожей не было, решил все оставить до сервиса. (Уже скоро конец!))
Мой визит был назначен на 6-45, к слову об отношении к клиенту, сервис работает до 7ми. За полчаса в четыре руки мы установили окончательно все компоненты. Начали вакуумацию – после первых секунд было понятно, что соединение конденсор-трубка к осушителю не держат. С третьего раза подобрали нужный диаметр кольца, поставили вакуумировать дальше. Пока ждали, решили разобрать и посмотреть че ж такое было с компрессором из Канады. Во внутренностях обнаружили разломанную гайку и отвалившейся клапан, соответственно, кучу стружки и пыли, механик посоветовал оставить до завтра, придет мастер по компрессорам и посмотрит – можно оживить этот или нет. После этого, остановили вакуумацию – прошлись по всем соединениям на предмет течи, все было ок. И вот настал момент заправки, волновался я ужасно) Заправили, включили – подул долгожданный холод, все работало ровно и без шумов! Я был так рад, надо было видеть мое лицо – на нем была наивная сентиментальная детская улыбка)) Первые тридцать секунд пока компрессор не застучал))) Жалко меня не сфоткали в этот момент)) Сразу же выключив кондей, мы откачали фреон, я за 5 минут снял компрессор и оставил его до завтра мастеру, теперь у него будет аж целых два – должны были починить уж точно) Денег с меня взяли только за диагностику 500р. Еще 500р я настойчиво впихнул механику в благодарность за помощь в установке.
На следующий день мне позвонили и сказали, что канадский компрессор ушел в помойку (точнее, в алюминий на переплавку), а в моем заменили поршневую группу, прокладки-сальнички и еще какую-то направляющую, в общем. он теперь работает. За все 4К+1К диагностика, и заправка еще 1000р. Да без проблем)
На другой день, я приехал в 7-10 в сервис. Тут своя история – утром возле дома у меня лопнул верхний патрубок радиатора, пришлось ехать на электричке. Ирония в том, что за день до этого, FedEx привез мне на дом оба патрубка из Америки, только я был на работе и мы перенесли на седня. Все выглядело так: 6-40 я приехал на свою остановку, 6-50 я добежал до дома, 7-01 я установил патрубок и долил антифриз, 7-10 я в сервисе. Вот что значит жопа в мыле)
В общем, к 8ми вечера мы все поставили, по сто раз проверили, заправили и теперь я наслаждаюсь кондеем. Эх, как же он классно морозит! Единственное, я хотел забрать на память поршни со старого компрессора, но они не нашлись – уж не знаю, ушли они в помойку или в запчасти к другим компрессорам, мне эт не важно, хоть мы и договорились, что когда будут выкидывать помойку, мне их вернут) Да и хрен бы с ними)
Главное, теперь можно комфортно ездить. В пробке SVX держит температуру хорошо, а как только обороты поднимаются до 2500, наступает тааааакой холод! Причем, что 18, что 23 – практически без разницы, охлаждает офигительно, я крайне доволен!
Спасибо еще раз сервису http://www.avtocentr37.ru/ за то, что они стали крайней точкой в этой истории!)
Ради интереса подсчитал, во сколько бы обошелся ремонт если бы я обошел поле граблей)
Итак:
1500р трубка – без этого не обошлось бы (возможно, на заказ была бы примерно такая же стоимость)
1600р – цена компрессора из Канады, но он шел вместе с другими запчастями, плюс доставка, и с учетом его веса, я думаю, смело можно добавить 3000р, итого 4600р
1000р – диагностика у идиота Алексея на дорожной (500р смело можно снимать)
5400р – развод в Автохолодке (если было бы честно, то 3200р + по 6х50р колечки, а не 6х100р, итого 3500 вместо 5400)
750р – изопропанол
1500р – перекидывание муфты и промывка компрессора в EMG
1000р – промывка системы
1500р – заварка испарителя
2200р – новый испаритель и осушитель
6000р – диагностика, ремонт компрессора и заправка (500р скинули с заправки)
Итого: около 25500р
Если без граблей: около 15000р. Экономия 10тр, не повторяйте моих ошибок!)